Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья

13.07.05
Это моя добыча!

С 7 по 11 сентября во Владивостоке уже во второй раз пройдет Дальневосточный форум рыбной отрасли. Первый Форум прошел год назад, когда основой для обсуждения стал доклад «О развитии и повышении конкурентоспособности рыбной отрасли России». На Форуме обсуждалось вопросы возвращения российских рыбаков на мировые рыбные рынки, правового обеспечения рыбохозяйственной деятельности и формирования внутреннего рынка морепродуктов. По итогам Форума был сформирован пакет заданий, который был передан в Правительство и Госдуму для подготовки Закона о рыболовстве.
Организаторами Второго Дальневосточного Форум рыбной отрасли и международной выставки выступают Министерство сельского хозяйства, администрация Приморского края и Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья. Второй Форума будет посвящен двум темам - переходу российской рыбной промышленности с мирового рынка сырья на рынок продуктов глубокой переработки и системе управления рыбной отраслью России. В рамках Форума планируется проведение совместно с рыбаками выездного заседания профильного комитета Государственной Думы РФ по теме «Законодательное обеспечение рыбохозяйственной деятельности».
Для того чтобы сделать работу Форума более эффективной, мы начинаем обсуждение основных вопросов Деловой программы второго Форума на страницах деловых изданий России. В данной рубрике мы предоставим слово руководителям рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий страны, торговых организаций, представителям властных органов, курирующих рыбную отрасль, ученым и экспертам. Первая тема – актуальные проблемы добычи морепродуктов.

Диалог государства и бизнеса: слепой с глухим.
Основная забота рыболовецких компаний – это, конечно, прибыль. Рентабельность промысла постоянно снижается, а затраты на него растут. Обязательные расходы рыболовецких компаний сегодня делятся на две части – коммерческие (зарплата, топливо, ремонт, транспорт, портовые сборы, кредитование, страховки и т.д.) и государственные сборы (плата за водные биоресурсы, налоги, таможенные сборы). Деньги нужны и на обновление флота, который состоит сегодня в основном из судов советской еще постройки, и через пять-десять лет почти весь пойдет «на гвозди». Значит, обновлять флот нужно уже сейчас.
Поэтому, как любой нормальный бизнес, рыбодобывающие компании стремятся повысить рентабельность и снизить издержки, например – брать более дешевые кредиты в иностранных банках, не платить лишний раз за пересечение границы, заходы в порты и перегруз товара, а также ловить только те объекты, которые можно выгодно продать. По словам гендиректора Архангельского тралфлота Ю.Никулина, это практика большинства рыбаков: «…в текущих условиях продажа большей части улова покупателю прямо в море - это самая выгодная схема взаимоотношений с покупателем, при которой рыбакам не нужно фрахтовать транспорт, перевозить продукцию, платить таможенные пошлины».
И, конечно, значительную долю прибыли можно сэкономить на государственных сборах, что порождает среди рыбаков многочисленные случаи браконьерства. Сами рыбаки указывают на то, что работать честно – экономически не выгодно, а подчас просто не реально.
А какую позицию занимает в этом диалоге государство? Заметим – его волнуют совсем другие проблемы. Как нам заявил в эксклюзивном интервью руководитель департамента рыбохозяйственной политики Минсельхоза РФ Анатолий Макоедов, «…ключевой проблемой рыбного промысла является полная его бесконтрольность: по различным оценкам, ежегодно в российских морях вылавливается на два миллиарда долларов морепродуктов, не учитываемых государством – а это почти половина общего допустимого улова. Это страшная ситуация, она ведет к разрушению государственных ресурсов, и государство должно немедленно принять адекватные меры. Минтай, которого лет семь – восемь назад можно было добывать три миллиона тонн, сегодня мы с трудом добываем один миллион тонн. Что касается валютоемких объектов, крабов, например, то здесь вообще скачки снижения ОДУ в сорок - шестьдесят раз. То есть, показатели катастрофические».
При этом, надзирать и контролировать вроде бы есть кому: функции мониторинга состояния запасов промысловых биоресурсов, их охраны и регламентирования промысла сегодня разделены между целым рядом ведомств: ФАР, пограничниками, Минприроды, МИДом, Минфином, Минэкономразвития, Минсельхозом, ФСБ, УВД и таможней. По оценке Сергея Путивкина - руководителя отдела рыбного хозяйства администрации Магаданской области, - такая избыточность регулирующих и контролирующих учреждений только вредит: «суда, работая в исключительной экономической зоне без захода в иностранные порты находятся в худших экономических условиях, чем предприятия, вывозящие рыбопродукцию из экономозоны на экспорт». Экономическая эффективность государственного контроля оставляет желать лучшего, зато расцвет коррупции и теневого оборота отмечают все, кто сталкивался с этой системой.
Как поделить ресурс
Итак, государство – владелец ресурса – недовольно тем, что оно недополучает рентные платежи за его использование. Основываясь на оценках фантастического теневого оборота морепродуктов, оно априори считает большинство рыбаков «недобросовестными» (проще говоря, браконьерами), а значительную часть их бизнеса – нелегальным. Пользователей же ресурса волнует прибыль, и они не считают зазорным пренебрегать установленными правилами промысла – поскольку в случае соблюдения всех правил их бизнес оказывается на грани разорения.
Апеллируя к тяжелому экономическому положению, рыбаки периодически требуют от государства определенных льгот, преференций, субсидий и других форм помощи. Эти прошения к государству, впрочем, имеют основания: «в общемировой практике – продолжает Сергей Путивкин – добывающая составляющая рыбной отрасли дотируется из государственных средств. Так при общем среднегодовом мировом вылове порядка 100 млн. тонн гидробионтов общая убыточность рыбохозяйственной деятельности, по данным ФАО, составляет около 20 млрд.долл. США. Исходя из этих цифр, рыбохозяйственный комплекс России должен получать от государства поддержку в объеме 0,6 млрд.долл.» Получается, что добывающий бизнес вроде бы как должен получать поддержку государства, но всем очевидно, что при сохранении сегодняшних позиций призывы рыбаков к государству о налоговых льготах или о других формах государственного финансирования рыбной индустрии могут породить в ответ лишь обвинения в тотальном браконьерстве. Непонимание друг друга основными игроками отрасли приводит к тому, что ресурсы используются беспорядочно и неэффективно, а развитие индустрии заходит в тупик.
Где деньги, Зин?
По сути дела, большая часть рыбной отрасли России уже встроена в качестве начального – сырьевого - звена в технологические цепочки других стран: дальневосточная – в китайскую, северо-западная – в норвежскую, польскую и т.д. Охотоморский минтай попадает на немецкие и американские столы через китайские филевочные заводы. Хотя при этом упущенная прибыль составляет 100-150% от стоимости сырья, рыбаки не вкладывают в развитие береговой переработки. При существующей конъюнктуре рынка строить собственные береговые заводы рыбакам малореально. Как говорит директор мурманской рыбодобывающей компании «Мурмансельдь-2» Юрий Задворный, «беда мурманской рыбопереработки заключается не в том, что в Мурманск привозят мало рыбы. У рыбопереработки нет оборотных средств, она и не берет у нас рыбу, несмотря на соглашение, подписанное с Союзом рыбопромышленников Севера». Строительство рыбопереработки – дело затратное и долгосрочное. Для создания серьезной перерабатывающей линии требуется 5-10 миллионов долларов и окупиться она, в лучшем случае, лет за пять. Для того чтобы выйти на конечного потребителя напрямую, российским рыбопереработчикам нужны крупные длинные инвестиции, которых им сегодня не дают ни госбюджет, ни отечественные банки.
Хроническое недофинансирование добычи ведет к попаданию предприятий в зависимость от иностранных операторов рынка морепродукции, у которых с капиталом как раз все в порядке. Получив финансирование на промысел, российские предприятия теряют финансовую независимость, например, вынуждены продавать кредиторам выловленную рыбу по цене, зафиксированной до начала лова. По-сути дела, сегодня добыча находиться в целом под угрозой приватизации со стороны иностранных инвесторов. Эта проблема вообще мало обсуждается, хотя, очевидно, что она весьма серьезна.
Выход?
О чем же тогда договариваться рыбакам и государству? Что можно и нужно обсуждать на Втором Дальневосточном рыбном форуме?
Наиболее обсуждаемая сегодня идея выхода из сложившегося тупика – введение упрощенной, но обязательной процедуры таможенной очистки улова в российских портах. По версии, предложенной самими рыбаками, государство должно ослабить давление на рыбную отрасль и признать легальность рыбодобывающего бизнеса. В качестве ответного шага, рыбаки будут привозить рыбу, выловленную в 200-мильной зоне, в российский порт, проходить таможенные процедуры, и только после этого отправлять улов к покупателям. По задумке, так можно бороться с браконьерством и, одновременно, дать толчок к развитию переработки, которая увеличит доходность отрасли в целом.
Для реализации этой идеи необходимо проделать два шага. Во-первых, необходимо разработать модель упрощенной, ясной и прозрачной системы контроля за добываемой рыбопродукцией, которая заменит сегодняшнюю многочисленную армию контролеров и ревизоров. Во-вторых, необходимо разработать и постепенно ввести упрощенную систему таможенной очистки рыбацких грузов, которая будет работать в российских портах по принципу «одного окна».
Сегодня рыбаки ничего хорошего от таких нововведений не ждут. Причина та же – все эти нововведения опять ударяют им «по карману». Чтобы договориться с рыбаками, государство должно рассмотреть какие-то формы компенсации издержек рыбодобывающих компаний, которые после реализации вышеизложенных идей, неизбежно возрастут. Сможет ли министр сельского хозяйства, который планирует лично сделать первый доклад на Втором Дальневосточном форуме рыбной отрасли, предложить что-то рыбакам, сделать им шаг на встречу – увидим.
Благодарим за помощь в подготовке материала Л.Н. Данилову (Мурманск), Н.И. Зеленину (Архангельск), С.В. Путивкина (Магадан), Л.Э.Коломыца (Владивосток)

Дальневосточный Форум рыбной отрасли 2005

назад..



Rambler's Top100 Rambler's Top100